Образовательная программа объединения
«Что такое КВН.»
для детей от 12 лет до 18 лет.
Настоящая рабочая программа является трехгодичной программой дополнительного образования детей социально-педагогической направленности.
Данная программа рассчитана на работу с подростками школ во внеурочное время.
Пояснительная записка
Приоритетное направление государственной политики формирует запрос на личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта, ориентированную на лучшие конечные результаты. Поэтому одной из главных задач Дома творчества и школ является создание благоприятного климата в коллективе, чтобы подросток даже при недостаточной успешности в учебе был адаптирован, ощущал свою важность и необходимость. Одним из механизмов создания благоприятной атмосферы в учебном заведении является игра. Сегодня никому не надо доказывать, что игра - необходимый атрибут социализации личности ребёнка, что в игре гораздо легче постигаются ученые премудрости, что игра- не только средство отдыха, общения и развлечения, но и мощный воспитательный инструмент. Примером может служить игра «КВН». В нашем районе десять лет существует игра КВН. Проходит эпизодически, как открытое мероприятие, в третьей декаде декабря.
Основная цель Программы: развитие творческих способностей школьника через приобщение к КВНовскому движению в условиях сельских школ.
Основными задачами районной Лиги КВН являются :
- Объединение подростков из разных учебных заведений в коллектив, установление эмоциональных контактов с применением упражнений по общению;
- Привлечение творческой молодежи к движению КВН и выступление с инициативами по различным вопросам общественной жизни.
- Развитие творческих способностей учащихся: сочинение сценариев, упражнения для дикции, сценическое движение, музыкальные занятия, этюды по построению мизансцен, искусство диалога и перевоплощения;
- Развитие личностных качеств подростка при подготовке выступления, создание условий для самоутверждения и самореализации;
- Создание благоприятной атмосферы на репетициях и во время игры;
- Стимулирование интереса к окружающей действительности, телевидению, чтению.
Программа призвана создать среду для творческого коллективного и
индивидуального поиска её участников. Участвуя в подготовке выступлений, примеряя на себя различные роли, общаясь друг с другом и другими командами, обмениваясь опытом, ребята больше, чем их сверстники, готовы стать социально активными людьми. Набирается одна команда из ребят среднего и старшего звена. Её основное обучение ведется один год. Далее члены старшей группы совершенствуют свои навыки и умения, уча других. Образовательный потенциал объединения основывается на систематическом апробировании и анализе результатов работы команд по итогам выступлений. Спецификой программы является «сквозное» изучение тем в течение трёх лет обучения. В каждый последующий год обучения происходит дальнейшее изучение тем, основы знаний по которым были сформированы в предыдущие годы.
Образовательный потенциал объединения основывается на систематическом апробировании и анализе результатов работы команд по итогам выступлений в турнирах или на концертах.
Позитивный опыт накапливается и является обучающей средой для новых команд. Поэтому программу можно считать саморазвивающейся.
В этом возрасте для подростка важна коллективно-оценочная характеристика. Общение с группой, отношение группы к данному подростку является для последнего одним из основных мотивов его творческой деятельности.
Эта деятельность может реализоваться в следующих формах (коллективных, индивидуальных)
Формирование учебных групп производится на добровольной основе. Обучающимися являются дети в возрасте от 12 до 17 лет.
Прогнозируемые результаты:
Обучающиеся будут знать:
-
Историю становления игры КВН в России;
-
Права и обязанности членов команды;
-
Основные правила составления сценариев;
-
Основные элементы игры КВН
Обучающиеся будут уметь:
-
Проводить развлекательные мероприятия в классе, школе;
-
Составлять сценарии для КВН;
-
Личностный рост в коммуникативной сфере, организаторских навыках, культурно-эстетической сфере;
-
Принимать общечеловеческие ценности.
Тематическое планирование
Педагог руководствуется утвержденным учебно-тематическим планом, но имеет возможность корректировки тематики занятий, что обеспечивает реализацию принципа вариативности образовательного процесса.
Учебно- тематический план на 1 год обучения
№
|
Раздел |
Содержание тем |
Всего ч. |
Теория |
Практика |
1 |
Введение в игру.(3) |
Структура игры КВН. Особенности игры. Поведение команды |
|
|
|
|
|
Роль и действия капитана. Правила создания команды КВН. Работа над техникой речи. Практикум: выразительное чтение текстов |
|
|
|
2 |
Театр весёлых и находчивых.(3) |
Памятка КВНщика. Работа с микрофоном. Проведение на сцене – практическое занятие |
|
|
|
3 |
Структура игры КВН (12) |
Приветствие.- раскрытие имиджа. Элементы визитной карточки, продолжительность. Практическое занятие по составлению текста приветствия.
|
1
2 |
1
- |
-
2 |
|
|
Разминка- конкурс, где проверяется находчивость. Особенности проведения разминки. Практическое занятие. Выбор шутки для разминки. Умение держаться на сцене. Музыкальный конкурс. Музыкальная пародия – составляющий элемент музыкального конкурса. Практическое занятие. Работа с текстом пародии. Домашнее задание- мини- спектакль на заданную тему. Особенность домашнего задания. Актерские миниатюры в КВН. Тренинг: командный контакт, передача. Практическое занятие. Выбор темы для домашнего задания. |
1
2
1
2
1
2 |
1
-
1
-
1
- |
-
2
-
2
-
2 |
4 |
Работа над сценарием (8) |
«Литературные шутки», «Актёрские шутки» Реприза (текстовая шутка). Способы написания шуток. Требования к шутке. Практическое занятие: Организация и проведение игры КВН внутри школы. Домашние заготовки, сценические миниатюры. Анализ творческого выступления команды. |
2
2
4 |
-
-
- |
2
2
4 |
|
|
|
|
|
|
Содержание программы
-
Введение в игру ()
Особенности игры «КВН». Поведение в команде. Роль и действия капитана. Нестандартное мышление, внимание к деталям, умение слышать друг друга, выделение главного, находчивость и чувство юмора как компоненты успешной игры.
-
Театр весёлых и находчивых()
Правила создания команды КВН. Состав команды. Поведение на сцене- практическое занятие. Работа над техникой речи. Работа с микрофоном. Реквизит, особенности использования реквизита.
-
Структура игры КВН()
Приветствие- раскрытие имиджа – конкурс, с которого начинается игра. Элементы визитной карточки, продолжительность.
Практическое занятие- по составлению текста приветствия. Составление шуток, импровизированное представление.
Разминка – главный импровизированный конкурс в КВН, где проверяется находчивость. Особенности проведения разминки, продолжительность.
Практическое занятие – выбор шуток для разминки. Умение держаться на сцене.
Музыкальный конкурс. Использование юмористических элементов в музыкальной подаче. Музыкальная пародия – составляющий элемент музыкального конкурса.
Практическое занятие – выбор популярного музыкального произведения. Работа с текстом пародии.
Домашнее задание- логическое завершение, финальный номер, мини- спектакль на заданную тему. Особенность домашнего задания, продолжительность.
Практическое занятие – выбор темы для домашнего задания.
-
Работа над сценарием. ()
Источники информации. «литературные шутки», «актерские шутки». Создание условий для творчества. Реприза (текстовая шутка). Требование к шутки использование шуток для составления сценария.
Практическое занятие. Организации и проведение игры КВН внутри школы.
Анализ творческого выступления команд.
Методическое обеспечение программы
Раздел. Темы |
Форма организации уч. деят-ти |
Приёмы и методы организации занятий |
Формы подведения итогов |
1. Введение в игру.(3) Структура игры КВН. Особенности игры. Поведение команды Роль и действия капитана. Правила создания команды КВН. Работа над техникой речи. Практикум: выразительное чтение текстов |
Лекция
Тренинг
Практикум |
Словесный
Наглядный, словесный, видеометод
|
Конспект занятия. Беседа
Практическое занятие |
2. Театр весёлых и находчивых. Памятка КВНщика. Работа с микрофоном. Проведение на сцене – практическое занятие |
Практикум, Лекция |
Словесный, Наглядный,
|
Конспект занятия Беседа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для реализации данной программы в ДДТ создана учебно-материальная база на основе партнёрства с управлением образования и структурами образовательного пространства.
Для реализации данной программы имеются: репетиционное помещение, звуковое оборудование, аудиотехника, видеотехника, сценическое оборудование, костюмерная, компьютерные системы, фонотека.
При организации образовательного процесса используются методические разработки движения КВН.