Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом творчества"


Приветствую Вас Гость | Выход

Главная
Новости

Визитка

История образовательной организации


Сведения об ОО
Основные сведения

Структура и органы управления ОО

Документы

Образование

Образовательные стандарты

Руководство

Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса. Доступная среда.

Стипендия и иные виды материальной поддержки

Платные образовательные услуги

Финансово-хозяйственная деятельность

Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся

Педагогический состав

Противодействие экстремизму и терроризму

Охрана труда


Деятельность ОО

Мероприятия ДДТ
Юбилей ДДТ

14 февраля День влюбленных

Ежегодные отчетные концерты

Встеча друзей


Районные мероприятия
Фестиваль детского творчества

Фестиваль КВН

Ленские звездочки

Фестиваль театральных коллективов


Безопасность детей
Телефоны доверия

Памятки

Безопасный интернет

Безопасность дорожного движения

Осторожно КОРОНАВИРУС


НОКО
НОКО 2022


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 76

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мы на связи
Обратная связь

Форум


Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей.

 

Форма – внешнее выражение.

Метод – способ решения задач.

Приём – элемент метода.

Средство – объекты,  используемые для повышения эффективности процесса обучения.

         Трактовок понятия «Метод обучения», а также их перечней и классификаций в педагогике существует много. Специфика дополнительного образования накладывает определённые ограничения на их применение и использование. Следует заметить, что далеко не все методы обучения, применяемые в системе общего образования успешно применимы в системе дополнительного образования детей. Так, содержание учебной деятельности детского объединения обязательно должно включать два взаимодополняющих направления: теоретическую и практическую подготовку детей в определённом виде творчества. Причём уровень теоретической подготовки должен позволять обучающимся в процессе её изучения на определённом этапе обучения перейти с репродуктивного уровня работы к самостоятельной деятельности, а затем и на продуктивный (творческий) уровень. Поскольку очень часто теория и практика фактически неотделимы друг от друга, особенно в декоративно-прикладном творчестве, то изучение теории требует большего применения методов, основанных на вовлечении различных групп чувственных анализаторов. Практическая ориентированность обучения в УДО требует большего объёма практической подготовки, но также она не может быть строго нацелена на освоение приёмов и навыков определённого вида деятельности. Практическая подготовка должна вестись с использованием приёмов и методов, позволяющих нивелировать особенности ребёнка, мешающие полноценному освоению определённого вида деятельности, как то: низкая социальная адаптивность, особенности двигательной активности, особенности восприятия и т.д. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести именно к учебному занятию, поскольку многие из занятий носят ещё и общеразвивающий, или воспитательный характер. В то же время воспитательное занятие может иметь и образовательную составляющую. В ходе одного занятия многие педагоги решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе.

Структура учебного занятия

Учебное занятие является, хотя и ограниченным, по времени, процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива. Поэтому учебное занятие правомерно рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.

В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного(см.схему 1). Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие-осмысление-запоминание-применение-обобщение-систематизация.

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.

Соответственно, для каждого из этапов могут быть применены наиболее эффективно определённые методы обучения.

Методы и методики обучения

Метод обучения – это   способ организации совместной деятельности педагога и обучающихся, направленной на решение образовательных задач.

Каждый метод обучения можно представить в виде совокупности методических приёмов.

В педагогике ещё советского периода были приняты различные классификации методов обучения, многие из которых описаны Бабанским. Основанием для классификации были: источник знаний, характер познавательной деятельности, дидактическая цель, средства обучения и т.д. Выделим для нашего удобства методы обучения, используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.

1.Организационный. В соответствии с задачами этого этапа, здесь уместны методы мотивации и стимулирования, например, метод эмоционального мотивирования (приёмы создания ситуации нравственного переживания, создание ситуаций занимательности, анализ ситуаций из литературы, биографий деятелей культуры и искусства, исторических личностей, занимательных фактов и т.п., приёмы удивления, сопоставление фактов, создание ситуации новизны), а также отдельные методы стимулирования (метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, анализ жизненных ситуаций, предъявление учебных требований).

2.Проверочный. Здесь уместны методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, такие, как опрос, работа с карточками, игры, проверочная работа, опять же, тестирование.

3. Подготовительный. Здесь уместны такие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, как, словесные: рассказ-вступление, беседа (сочетающая приёмы постановки вопросов, приёмы обсуждения ответов обучающихся, приёмы коррекции ответов обучающихся, приёмы формулирования выводов из беседы); наглядные: демонстрация (например, показ видеозаписи концертного номера), иллюстрация (показ плакатов, картин, зарисовок на доске); проблемно - поисковые (создание проблемной ситуации, постановка проблемного задания, задания исследовательского характера); методы самостоятельной работы (работа со схемой, таблицей, рисунком, книгой).

4.Основной. В зависимости от задач и подвида этого этапа, здесь могут применяться самостоятельная работа, работа под руководством педагога, дозированная помощь, беседа, практические задания, тренировочные упражнения, проблемные вопросы, учебная дискуссия, рассказ – изложение, лекция, фрагментированный демонстрационный показ видеоматериала, письменные упражнения, опыты, эксперименты, работа на ПК, проблемно-поисковые практические работы, практические работы исследовательского характера и т.д.

5.Контрольный. Данный этап может осуществляться методами контроля и коррекции. В частности, методы самоконтроля, методы программированного письменного контроля, методы устного контроля. Наиболее уместны здесь фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестирование, викторины.

6.Итоговый. Здесь могут быть применены следующие  методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, как, словесные: заключительная беседа, рассказ-заключение; наглядно-словесные: беседа с применением схемы, таблицы и др. иллюстрации, комментирование действий; практические: работа с учебным набором, с тренировочным приспособлением, и т.д.; самостоятельной работы: работа с книгой, вопросником, комментирование выполненной работы.

7.Рефлективный. По своему содержанию, этот этап требует особого рода активности педагога и обучающихся. Предыдущая деятельность определённым образом отразилась на эмоциональном состоянии обеих сторон учебного процесса и оформилась в определённую учебную ситуацию, поэтому здесь снова уместны методы мотивации и стимулирования, содержащие стимулирование ответственности, чувства долга, закрепление чувства успешности, разъяснение личной и общественной значимости получаемых ЗУН, а также методы контроля и коррекции, такие, как: само – и взаимооценка, экспертный контроль и коррекция.

8.Информационный. Чаще всего, в дополнительном образовании домашнее задание является необязательным и по большей части продолжает деятельность, осуществляемую на занятии, поэтому здесь уместны будут методы мотивации и стимулирования, направленные на создание ситуации успешности: двухуровневые задания, план выполнения задания, карточки-консультации, анализ жизненной или игровой ситуации, задание-наблюдение, проблемные задания, карточки-символы успешности и т.д.

Как видим, занятие в дополнительном образовании является  подвижным с точки зрения присутствия и содержания каждого из этапов занятия. Разнообразие содержания и методов обучения дополнительного образования отвечает живое разнообразие организационных форм учебного процесса. Это и традиционные формы, такие как: учебное занятие, практическое занятие, самостоятельная работа, и нетрадиционные, например, занятия-фантазии, занятия-соревнования, занятие- ролевая игра и т.д.

Использование на протяжении всего процесса обучения сочетания методов определённого характера образует методику.

Для дополнительного образования характерны следующие наиболее распространённые методики:

  1. дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей, уровня подготовки каждого).

  2. индивидуального обучения: (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребёнка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

  3. проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не даёт детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей);  и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

  4. методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.

    Принципы обучения

    Рассматривая учебный процесс в дополнительном образовании, помимо структуры и организационных форм учебного занятия, методических приёмов, методов и методик обучения, необходимо также обратится к принципам обучения.

    Принцип обучения - основные руководящие идеи, нормативные требования к организации проведению учебно-воспитательного процесса. Принципы обучения зависят от общей педагогической концепции деятельности детского творческого объединения.

    Для дополнительного образования детей можно рекомендовать следующие основные принципы:

  • Принцип воспитывающего обучения.
  • Принцип научности.
  • Принцип связи обучения с практикой.
  • Принцип систематичности и последовательности.
  • Принцип доступности.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип сознательности и активности.
  • Принцип прочности.

 

Методы организации занятия

 в детском объединении дополнительного образования.

Репродуктивный (от франц. - воспроизведение) — способ организации деятельности обучающихся по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий; обогащает обучающихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции, но не гарантирует творческого развития;

словесные методы обучения - лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.

методы практической работы;

метод наблюдения - запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров;

исследовательские методы - проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке.

методы проблемного обучения - эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;

проектно-конструкторские методы - создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;

метод игры - игры дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;

наглядный метод обучения - картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;

использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.

Классификация по М.А. Чошанову:

Источники познания:  вербальные, наглядные, практические методы обучения

Методы логики: аналитико- синтетический, индуктивный, дедуктивный методы обучения.

Тип обучения: оъяснительно- иллюстративный, проблемно- развивающий метод об.

Уровень познавательной самостоятельности учащихся: репродуктивной, продуктивный, эвристический методы.

Уровень проблемности: показательный, монологический, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы.

Дидактическая цель и функции: методы стимулирования, организации и контр

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

ЭОР
Министерство просвещения Российской Федерации

Министерство образования Иркутской области

Администрация муниципального образования "Жигаловский район"

Управление образования администраниции муниципального образования "Жигаловский район"

ОГАОУ ДПО ИРО

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Сетевое сообщество "Открытый класс

Российское образование. Федеральный портал.

Портал "Дополнительное образование"



МОЦ
О МОЦ

Новости МОЦ

Документы МОЦ


Музей-выставка
Музей - выставка

Лепка

Изодеятельность

Батик

Бисероплетение

Вышивка

Шитье

Бумагопластика

Столярный

Вязание

Бросовый материал


Наши друзья
Территориальный ресурсный центр

МКОУ ДОД ДЮСШ

МКОУ Жигаловская СОШ №1

МКОУ СОШ № 2 п. Жигалово

МКОУ Знаменская СОШ

МКОУ Дальнезакорская СОШ

МКОУ Рудовская СОШ

МКОУ Чиканская СОШ

МКОУ Тутурская СОШ

МКОУ Лукиновская ООШ

МКОУ Тимошинская ООШ

МКОУ Усть-Илгинская ООШ


Архив записей

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz