Подготовка к учебному занятию
Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности обучающихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение - систематизация.
Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.
Алгоритм подготовки учебного занятия
Алгоритм подготовки учебного занятия, как основа этой методики, может быть следующим:
1 этап
|
Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:
- Достигло ли учебное занятие поставленной цели?
- В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?
- Насколько полно и качественно реализовано содержание?
- Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?
- За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?
- В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?
- Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?
|
2 этап
|
Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:
- Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий).
- Обозначение задач учебного занятия.
- Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного.
- Определения вида занятия, если в этом есть необходимость.
- Определение типа занятия.
- Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы, как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.
- Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.
|
3 этап
|
Обеспечение содержания учебного занятия:
- Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия).
- Обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий.
- Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.
|
Необходимо отметить, что в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а как системы обучения, которая позволит полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.
Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия.
Примеры конструирования
задач занятия с учетом возраста детей
(авторы: Е.В. Авдеева, Е.Г. Метелева, Н.Б. Новоселова)
Обучающие задачи направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков.
Примеры обучающих действий педагога: познакомить, научить, учить, изучить, повторить, закрепить, дать основы, научить сравнивать, анализировать, высказывать, применять, создавать, систематизировать, свободно оперировать понятиями и т.д.
Воспитательные задачи направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности.
Возраст
|
Действие
|
Качества
|
младший школьный возраст
|
воспитывать
|
Любовь к малой родине:
● к родному дому, школе, семье, двору, микрорайону, городу
|
Доброжелательное отношение к окружающим:
●соблюдение правил этикета,
●доброжелательность,
● дружелюбие,
●готовность сотрудничать,
●вежливость
|
Умение заботиться:
●доброту,
●искренность,
●чуткость,
●общительность,
●стремление помочь,
●отзывчивость
|
формировать
|
Положительную самооценку
|
Потребность в самоорганизации:
●аккуратность,
●бережливость,
●трудолюбие,
●сдержанность,
●основы самоконтроля,
●скромность,
●самостоятельность,
●умение доводить начатое дело до конца,
●настойчивость,
●выдержку
|
Потребность в здоровом образе жизни:
●умение видеть прекрасное,
●гигиенические знания и умения,
●оптимизм,
●доброжелательное отношение к труду,
●культура труда.
|
Подростки
|
воспитывать
|
Гражданские качества личности:
●интерес к общественной жизни,
● стремление помогать ,
● патриотизм,
● активную жизненную позицию,
● критичность,
● оптимизм,
● общественную активность,
● чувство долга,
● предприимчивость
|
формировать
|
Положительную «Я-концепцию»:
● умение аргументировать свою позицию,
● положительную самооценку,
● самокритичность,
● оптимизм,
● уверенность в себе,
● лидерские качества,
● умение сопереживать
|
Потребность в саморегуляции:
● ответственность,
● самоконтроль,
●рассудительность,
● тактичность,
● терпимость,
●самостоятельность,
● умение адаптироваться к новым условиям,
● умение прогнозировать собственную деятельность,
● умение организовать свою деятельность и анализировать её
|
Потребность в здоровом образе жизни:
● разнообразие интересов,
● осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе
|
старшеклассники
|
формировать
|
Положительную мотивацию на культуру жизнедеятельности:
● уважительное отношение к людям,
● общественную активность,
● интерес к культуре и истории России,
● стремление принести пользу обществу,
● понимание личного и общественного значения труда,
● осознание личной и общественной значимости образования (знаний),
● потребность к самопознанию,
● умение ставить цели и реализовывать их,
● осознание значимости результата
|
Потребность в общении в контексте культуры:
●умение идти на компромисс,
● тактичность,
● терпимость,
●толерантность,
●умение доказать свою точку зрения,
●умение выходить из конфликтных ситуаций,
● знание этики семейных отношений,
● умение организовать культурный досуг
|
способствовать
|
Личностному и профессиональному самоопределению:
● формированию потребности в достижении цели (личностной и общественнозначимой),
● самовоспитанию,
● формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии,
● формированию профессионально важных качеств личности,
● оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников
|
Развивающие задачи направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка.
Возраст воспитанников
|
Примеры формулировки развивающих задач
|
Младший школьный возраст
|
● развивать психические процессы (внимания, памяти, речи, восприятия, мышления, воображения), познавательный интерес,
● развивать эмоциональную сферу,
● развивать творческие способности – формировать рефлексивные умения (умение разумно и объективно посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?),
● развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения при неудачах,
● развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений,
● развивать эстетические чувства
|
Подростки
|
● развивать самосознание,
● развивать интерес к познавательной деятельности,
● развивать умения самовыражаться, самоутверждаться,
● развивать творческие способности,
● формировать способы социального взаимодействия,
● развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе
|
Старшеклассники
|
● развивать познавательные и профессиональные интересы,
● развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы,
● формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков),
● развивать самосознание,
● развивать творческие способности
|
|