Понятийно-терминологический словарь педагога дополнительного образования
(тезаурус как система основных понятий, используемых педагогом в сфере своей деятельности)
А
Анализ включает в себя следующие понятия:
-
Логическийприем познания, представляющий собоймысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставляющие и последовательное изучение с целью выявления существенныхкачеств и свойств;
-
Разделение объекта насоставные части;
-
Метод научного исследования , мысленное или реальноерасчленениеобъекта какого- либо объекта (явления)на части, элементы;
-
Начальный этап научногоисследования, позволяющий перейти от общего описаниякакого-либо объекта(явления) к выявлению его внутреннего строения, состава, определению свойств его отдельных частей, отношений между частями и т.д.
Различают следующие виды анализа:
-
количественный, основу которого составляют статистические данные, характеризующие многостороннюю деятельность учреждения. При его проведении анализируется динамика и структура показателей (за несколько лет), проводится сравнительный анализ отдельных данных;
-
качественный, в ходе которого анализируется содержание работы, ее специфика, направленность; дает ответы на вопросы: как ведется работа , какими средствами достигнуты те или иные успехи, или в чем проявились недостатки.
Анализ учебного занятия – разбор содержания учебного занятия по составным частям с разных точек зрения для оценки его в целом; является одним из основных способов изучения и обобщения опыта, непременным условием совершенствования педагогического мастерства.
Д
Детское творческое объединение – ключевое понятие для педагогики дополнительного образования. В общевидовом плане характеризует сущность любой их устоявшихся ныне форм организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования. В социально- педагогическом плане – это объединение детей по поводу своего творческого самоопределения и развития. К числу сегодня положительно зарекомендовавших себя детских творческих объединений следует отнести: ансамбль, кружок, клуб, лабораторию, научное общество (объединение) учащихся, салон, секцию, творческую мастерскую, центр, школу и т.д.
И
Индивидуальный подход – важнейший психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка и позволяющий максимально развить все имеющиеся у него способности.
Инновация – создание и внедрение различного рода новшеств, порождающих значимые изменения в жизни, профессиональной деятельности.
Исследование – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно новых знаний о закономерностях каких-либо явлений. Важнейшие характеристики исследования – систематичность и эмпиричность. Систематичность – строгая и четкая последовательность проведения всех видов исследования, благодаря которой можно осуществлять системный подход. Эмпиричность – это возможность объективной проверки предположений разработчика, касающихся различных сторон исследования и его результатов, не только самим исследователем, но и другими лицами.
К
Качество образования (обучения и воспитания) – это система показателей (нормативов ) знаний, умений, навыков, норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг к другу, которая отражает степень удовлетворения от ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждениям образовательных услуг, а также степень достижения поставленных в образовании целей и задач.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Неправильно выбранные критерии приводят к формальной оценке конечных результатов.
М
Метод (педагогический) - способ взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, направленный на решение задач воспитания и обучения.
Мониторинг определяется так:
-
система контролирующих и диагностическихмероприятий, обусловленных целеполаганиемпроцесса обучения и предусматривающихв динамикеуровня усвоения обучающимися учебного материалаи его корректировку;
-
регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.
Мотивация – побуждение, вызывающее активность и направленность деятельности.
Н
Нововведение (инновация) – комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства, метода и т.п. новшества для удовлетворения человеческих потребностей.
Навыки – автоматизированные действия.
Научно-методическое обеспечение - обеспечение системы образования методологическими, дидактическими и методическими разработками, отвечающими современным требованиям педагогической науки и практики.
О
Образовательное пространство –педагогически организованная среда , в которой осуществляется образование, воспитание, развитие растущей личности.
Оптимальный – наилучший в данных конкретных условиях, дающий максимальный воспитательно-образовательный эффект при минимальных необходимых затратах имеющихся ресурсов и профессиональных усилий педагога.
Образовательный проект – оформленный комплекс инновационных идей в образовании социально – педагогическом движении, образовательных системах, педагогических технологиях и деятельности.
Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами образования, развития личности.
Опытно-экспериментальная работа – метод преднамеренных изменений, инноваций в области образования в расчете на получение более высоких результатов с последующей их проверкой и оценкой . Строится на основе добытых наукой фактов, в соответствии с теоретически обоснованной гипотезой.
Отслеживание результата – наблюдение за характером продвижения к целям: повременный контроль за деятельностью по достижению целей; процесс систематического снятия показателей; система наблюдения и изучения деятельности по определенным критериям.
Оценивание результата – наблюдение за характером продвижения к целям; повременный контроль за деятельностью по достижению целей; процесс систематического снятия показателей; система наблюдения и изучения деятельности по определенным критериям.
П
Педагогические принципы – основополагающие идеи, которыми руководствуется педагог, решая образовательно-воспитательные задачи. В зависимости от профиля задач различают принципы воспитания – идеи, в опоре на которые решаются воспитательные задачи, и принципы обучения – идеи, предопределяющие действия педагога в решении им задач обучения.
Прием (воспитания, обучения) – элемент, деталь метода.
Педагогическая технология представляет собой:
-
целенаправленноеиспользование технических средств обучения или программного обучения в учебно-воспитательном процессе;
-
совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, форм исходного объекта в процессе производстваобъекта-цели;
-
планирование процесса обучения, воспитания, развития детей;
-
систематизацию в единый комплект идей, способов организации деятельности, ресурсов, средствдля достижения цели образования;
-
систему управления познавательнойдеятельностью обучающихся;
-
конструирование (возможен переход за рамки одной сферы деятельности) средств и методов педагогического процессадля решения конкретных задач, обеспечивающих функционирование людей в определенном виде деятельности;
-
систематичное, последовательное воплощение на практике спроектированного учебно-воспитательного процесса, т.е. проекта определенной педагогической системы, реализуемой на практике;
-
систему приемов и способов реализации образовательного процесса, направленного на достижение проектируемого результата.
Передовой педагогический опыт – это высокое мастерство педагога в широком смысле, основанное на успешном применении установленных наукой принципов и методов, дающие высокий результат, соответствующий современным требованиям, а способное в современных условиях удовлетворять актуальные потребности практики обучения и воспитания.
Педагогическое творчество – творчество, направленное на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.
Портфолио ( в широком смысле слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в опаределенный период его обучения;
Р
Рефлексия ( педагогическая) – процесс самоосознания педагогом логики своих состояний, мыслей и действий в ходе воспитания и обучения детей.
Результат – итог деятельности, соотнесенный с ее целями, представляющий собой объективное изменение состояний, свойств субъекта, объекта, продукта, процесса или системы в какой – либо фиксированный момент, достигнутое вследствие какого-то организованного действия (субъектно-объектного воздействия или субъектно-субъектного взаимодействия), сопряженное с целью данной деятельности. В реальности результат может иметь две составляющие: предсказуемую (заранее определяемую), совпадающую с целью полностью или частично, и непредсказуемую (непредвиденные последствия). Соотношение этих двух частей полученного результата характеризует степень осознанности, прогностичности и целенаправленности деятельности.
С
Самодиагностика – самостоятельная диагностика педагогом своей деятельности, самостоятельное видение своих недостатков и умение преодолеть их. В.П. Беспалько дает полную структуру самодиагностики:
-
самонаблюдение;
-
самоанализ;
-
самооценка;
-
самокоррекция.
Процедуры самодиагностики:
-
Исследование своей деятельности.
-
Обнаружение и изучение затруднений.
-
Создание мотивов для перестройки деятельности.
-
Умение определять эффективность своего труда и результаты его перестройки.
-
Определениевозможных негативных влияний на правильно сформулированныезвенья педагогической деятельности.
Система – совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих определенную целостность.
Т
Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, традициям, чувствам, мнениям, идеям, убеждениям.
У
Учебное занятие – промежуток времени, в течение которого обучающиеся занимаются определенным учебным предметом.
Учебно- воспитательный процесс – процесс обучения и воспитания в их диалектическом единстве.
Ц
Цель – отвлеченная, мысленная модель, проект определенного результата деятельности человека и путей его достижения.
Ценностные ориентации растущей личности – предпосылка и результат воспитания ребенка; изучение и приведение изначально существующих у ребенка разрозненных ценностей в упорядоченную гуманистическую систему есть, в самом широком значении слова, основное содержание и центральная стратегическая задача воспитательной работы педагога в учреждении дополнительного образования. |